Регистрация
 
Сертификат владельца сайта
Сертификат владельца сайтаhttps://www.demi-plie.ru/
почетный знак
пушкинская карта
Национальные проекты культуры
афоризм
цитата
цитата
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, — он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель
Лев Николаевич Толстой
год народного искусства
год  наставника
банер
Сейчас на сайте: 1

Самоанализ педагогической деятельности


Среди многих форм гармоничного развития подрастающего поколения хореография занимает особое место. Она таит в себе огромное богатство для успешного и нравственного воспитания, сочетает в себе эмоциональную сторону искусства, приносит радость и исполнителю, и зрителю, раскрывает и растит духовные силы, художественный вкус и любовь к прекрасному, развивает образное мышление, фантазию, творческое воображение, способствует физическому развитию и здоровью занимающихся, воспитывает красоту движений, пластичность тела, правильность осанки, гармоничность поступи, жестов, культуру поведения.

Хореографическое искусство – это не область  отвлечённых знаний, а сфера практического творчества. Здесь нельзя знать не умея. А что бы уметь,  необходимо  систематически, с раннего возраста,  развивать в организованных педагогом специальных обстоятельствах, несущих эмоциональную и физическую, постоянно возрастающую нагрузку,  такие психофизические качества, как воля, упорство, целеустремлённость. Последние со временем сформируют  ключевые компетенции, необходимые не только в пространстве хореографического класса, но и в дальнейшей жизни ребенка.

Основной целью моей педагогической  деятельности в меж аттестационный период стала взаимосвязь традиционных и инновационных методов в работе с хореографическим коллективом.

Для создания условий раскрытия и развития творческого потенциала ребят, формирование у них устойчивой мотивации к занятиям хореографией и достижение ими высокого творческого результата использую различные методы работы. К традиционным методам подготовки относятся методы и рекомендации по изучению танцевальной техники, построения и разучивание танцевальных комбинаций, изучение истории становления и развития искусства танца, общее эстетическое развитие занимающихся.

Инновационные методы включают в себя следующие компоненты: современные педагогические технологии развития лидерских и диалогических способностей; педагогические аспекты творческой деятельности; методы развития межличностного общения в коллективе; интеграцию в процессе создания коллективного творческого продукта танцевального коллектива; методы создания художественной среды средствами хореографии.

Мой опыт представляет собой применение комплексного способа разучивания танцевальных комбинаций на основе приема «от простого к сложному» для развития танцевальных способностей воспитанников.

Данный способ включает:

- визуальный компонент (наглядная подача материала самим педагогом, знакомство с новыми танцевальными движениями на основе видеоматериала, просмотр идеальных образцов танцевальной культуры);

- теоретический компонент (объяснение правил выполнения движений с учетом возрастных особенностей детей);

- практический компонент (разучивание и проработка элементов танцевальной комбинации, закрепление путем многократного повторения, тренировка мышечной памяти; на практических занятиях использую видеосъемку, для работы на следующем этапе);

-рефлексивный компонент (предполагает обращение к видеозаписи практических занятий для анализа и сравнения, что позволяет оценить достоинства и недостатки работы; также дается установка на домашнее задание, мысленный повтор разученных комбинаций).

Для эффективного решения поставленных задач, я организую свою педагогическую деятельность на системной основе, которая строится в соответствии с такими принципами педагогики как добровольность, взаимодействие и сотворчество. Каждое занятие спланировано так, чтобы в конце урока каждый ребенок в отдельности, и коллектив в целом, видел и слышал  результаты своего труда. Чтобы не возникало трудностей в реализации образовательной программы, иногда приходиться вносить  корректировки в репертуарный или учебно-тематический план.

Ведь достижение ожидаемого результата от совместной деятельности педагога и ученика возможно при выполнении ряда устоявшихся в педагогической деятельности истин: 

 а). Принимать ребенка таким, каков он есть. Все дети талантливы по своему, и важно этот талант найти и помочь ребенку его раскрыть. И здесь важно доверие, опора на имеющийся у ученика потенциал, поиск и развитие его дарований, способностей, стимулирование внутренних сил, чтобы на этом фундаменте ребенок смог заняться самосовершенствованием.

б).  Быть справедливой и последовательной в воспитании и обучении, ведь для ребенка справедливость это условие его непосредственной защищенности. А педагогическая справедливость заключается в том, чтоб увидеть, пусть даже самую маленькую победу ребенка, даже если эта победа не над другими, а над самим собой,  или просто отметить старание ребенка.

в). Быть примером для детей, совершенствоваться самой,  быть увлеченной богатством разнообразного искусства, заниматься  творчеством. Всегда думать о своих учениках, знать их  конкретные проблемы, и находить способы и методы, с помощью которых эти проблемы, возможно решить, уметь радоваться и восхищаться успехами своих учеников.  

Развитие личности ребенка в учреждении дополнительного образования детей идет на учебном занятии, на досуговых и творческих мероприятиях. В своей работе стараюсь, чтобы применяемые мной формы, методы и педагогические технологии соответствовали интересам и потребностям обучающихся.

Ведущей технологией является технология обучения в сотрудничестве. Данная технология позволяет организовать обучение детей по программе в тех формах, которые традиционно применяются на занятиях хореографией. Технология обучения в сотрудничестве на занятиях по хореографии включает индивидуально-групповую работу и командно-игровую работу. В первом случае занимающиеся разбиваются на группы в несколько человек. Группам дается определенное задание, например, самостоятельно повторить разученные танцевальные элементы. Это чрезвычайно эффективная работа для усвоения нового материала каждым ребенком. Разновидностью индивидуально - групповой работы может служить, например, индивидуальная работа в команде. Члены команды помогают друг другу при выполнении своих индивидуальных заданий, проверяют, указывают на ошибки.

В моей педагогической деятельности использую следующие формы занятий для эффективной работы хореографического коллектива и достижения высокого творческого результата:

групповая форма (группы формируются с учетом возраста детей, также различаются по половому признаку; группа может насчитывать от 10 до 12 человек; группа может состоять из участников какого-либо танца или этюда);

коллективная форма (такая форма применяется для проведения сводных репетиций, ансамблей, постановок танцев, где, например, задействовано несколько возрастных групп);

индивидуальная форма (работа с солистами, наиболее одаренными детьми; такая форма также необходима для детей, не усвоивших пройденный материал, отстающими детьми).

Технология игрового обучения применяется мною, так как в составе обучающихся есть дети младшего школьного возраста. Учитывая психологию детей данного возраста и беря во внимание то, что ведущей деятельностью в этот период является игра, многие занятия я выстраиваю в форме танцевальных и музыкальных игр. Речь идет не только об использовании игры для разрядки и отдыха, а о том, чтобы сделать ее органичным компонентом занятия, средством намеченной педагогом цели.

На занятиях использую различные подвижные игры, среди них:

- «Чья команда длиннее?» (шпагаты);

- «Танцевальные импровизации» (животные, герои сказок, танцевальные жанры, народности);

- «Живая цепочка» (танцевальные позы и движения);

- прием «Этюдная композиция»;

- игра «Картина» придумывают фигуру, и принимают определенную позу.

Профессиональные качества детей, такие как выворотность, гибкость, растяжка, воспитываются в условиях игры, мышечные ощущения в обучающихся закрепляются с интересом и удовольствием.

Технология проектного обучения. Внедряемая мною дополнительная образовательная программа обеспечивает высокую личную заинтересованность каждого обучающегося в приобретаемых знаниях. Хореографические занятия полны творческих заданий, приключенческих, игровых и практико-ориентированных проектов. Ученики могут выполнять как в группах, так и индивидуально. С применением данной технологии был создан и реализуется в данный момент творческий проект « Конкурсная деятельность как фактор творческого развития учащихся ДШИ». Актуальность данной темы обусловлена социальной потребностью в выявлении юных дарований, развитие их творческих способностей в хореографической области и практических действий на пути к мастерству. В данном проекте конкурсное направление занимает особое место в деятельности учащихся и педагога.

Технология здоровьесберегающего обучения.  В своей работе я придерживаюсь здоровьесберегающую организацию учебно-воспитательного процесса. Применяя данную технологию, ставлю перед собой следующие задачи:

1) организация работы с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья;

2) создание условий ощущения у детей радости в процессе обучения;

3) мотивация на здоровый образ жизни;

4) формирование у детей устойчивого понимания, что занятия хореографией способ поддержания здоровья, развития тела.

Информационные технологии мною используются не как образовательные для детей, а как вспомогательные для обеспечения материально-технического оснащения. Деятельность хореографического коллектива предполагает постановку танцев и проведение концертных выступлений воспитанников. Для качественного звучания танцевальных фонограмм, соответствующих современным техническим требованиям используются компьютерные технологии. Применение компьютера позволяет:

- накапливать и хранить музыкальные файлы;

- менять темп, звуковысотность музыкального произведения;

- производить монтаж, компоновку музыкального произведения;

- хранить фото- и видеоматериалы коллектива;

- возможность сделать видео-обзор или презентацию о поездках и выступлениях и показать на родительских собраниях родителям;

- устроить видео-просмотр для самих детей с целью обсуждения выступления и исправления недостатков.

Компьютер даёт возможность:

- активно использовать доступ в глобальную сеть Интернет;

- эффективно осуществлять поиск и переработку информации;

- пользоваться почтовыми услугами Интернета;

- поддерживать контакты с коллегами и осуществлять деловое общение.

В результате, учебная программа в последующие годы обучения становится богаче и насыщеннее по содержанию. Это отражается и в учебном процессе, и в концертном репертуаре коллектива, что способствует достижению высоких творческих результатов.

Внедрение разнообразных форм работы на уроках способствует развитию у детей интереса к учению и формирует у них умение сотрудничать друг с другом. В танцклассе есть много дополнительной литературы, познавательные стенды, фотогалерея, ТВ, диски с концертами и мастер классами ведущих профессиональных коллективов классической и народной направленности, все это способствует развитию детского интереса к хореографическому искусству и развитию их кругозора. Положительных результатов достигаю и за счет создания ситуации успеха для каждого учащегося, стараюсь заметить малейшие успехи и достижения, сочетаю разумную требовательность с уважением к личности, использую эмоционально-положительный стиль общения, для создания в классе комфортной психологической обстановки.

При работе с детьми я всегда имею в виду принцип постепенного продвижения в развитии личности. При этом успехи, достижения ребенка сравниваются не со стандартом, как в основном образовании, а с исходными возможностями самого ученика.

 Приоритетным видом деятельности обучения и воспитания является познание и выработка индивидуальных  ценностных ориентиров через общение и деятельность, стремление к самосовершенствованию и выработке личностной миссии. В качестве критериев эффективности функционирования учебно-воспитательной системы избраны критерии, позволяющие оценить результаты деятельности по достижению поставленной цели. К числу критериев относятся: 

  • степень освоения учебного материала;

  • развитость познавательного потенциала ребенка; 

  • проявление творческого потенциала учащегося; 

  • формирование коммуникативных навыков; 

  • нравственная направленность личности; 

  • сформированность у учащихся первичных умений самопознания, самоанализа и саморазвития.

Стараюсь идти в ногу со временем, интересуюсь новинками педагогической и методической литературы, охотно применяю на уроках новое, ищу эффективные приемы обучения и воспитания детей. В наши дни ДШИ представляет собой усовершенствованное, модернизированное учебное заведение, имеющее огромный потенциал и возможности внести весомый вклад в воспитание, мировоззрение и образование детей. Поэтому методическая работа  занимает важное место в моей деятельности. Она направлена на повышение профессионального уровня, на достижение оптимальных результатов обучения, воспитания и творческого развития обучающегося.

Сама личность учителя, его внутренний мир, оказывают большое влияние на формирование личности ученика, поэтому педагог должен быть интересен учащимся, постоянно развивать свой кругозор, совершенствовать профессиональное мастерство. Основой всей моей педагогической деятельности,  стала необходимость в постоянном самосовершенствовании и самообразовании. За прошедшие 5 лет, мною были посещены многие методические объединения, семинары преподавателей, мастер-классы на электронных образовательных сайтах.

Моя педагогическая инновационная деятельность ) направлена на всестороннее повышение профессионального мастерства, на обогащение и развитие творческого коллектива в целом, это:

- корректировка и разработка новых локальных актов;

- совершенствование программ, разработка программ по ФГТ;

- применение в учебном процессе инновационных методов и форм обучения: интегрированные уроки, экзамен-конкурс, урок - театральное представление, урок-презентация и т.д.;

- проведение внеклассных воспитательных мероприятий с привлечением новейших информационных средств обучения: создание видео-фильмов, слайд-шоу, использование в работе интернет-ресурсов, информационных технологий, разработка и усовершенствование сайта школы.

Организовываю методическую работу с молодыми специалистами. Я постоянно посещаю открытые занятия своих коллег и сама делюсь педагогическим опытом на методических занятиях.  Огромную роль в моей деятельности занимает  дружественное отношение ко мне моих коллег по учреждению и  доброжелательная позиция руководства. Моя работа  предполагает  постоянное участие в различного рода мероприятиях, концертах, выступлениях, конкурсах районного, регионального и международного уровня.

Считаю достижением в своей педагогической деятельности:

1.Создание хорошего психологического климата при организации учебно-воспитательной деятельности.

2.Использование различных методов  и приемов, для усвоения новых тем программы для разной возрастной категории учащихся.

3.Выработка и формирование в коллективе в целом, и каждом в отдельности учеником, устойчивой мотивации, четким определением направления  творческой деятельности.

4.Включение учеников в социально значимую деятельность (концерты, конкурсы).

5. Приобретение учащимися опыта сотрудничества с различными коллективами, осуществляющими  различного рода творческую деятельность, воспитание уважительного отношения к результатам работы и творчества других людей.

Роль и участие родителей в работе хореографического отделения неотъемлемая часть обучения и воспитания. Цель работы с родителями: объединить усилия семьи и школы, скоординировать их действия для решения поставленных задач, а также сформировать единое воспитательное пространство «семья-школа».

Я стараюсь оказывать родителям психологическую помощь в воспитании детей:

  1. Информирую родителей о результатах обучения, уровне способностей их ребенка, проблемах возникающих в обучении;

  2. Индивидуально консультирую родителей о возникающих у них проблемах в воспитании ребенка;

  3. Рекомендую родителям способы общения с ребенком.

  4. Готовлю для родителей анкету «оценка участия родителей в раскрытии творческого потенциала ребенка».

  5. Подготовила для родителей листовку с пожеланиями и советами, которые помогут им найти общий язык с ребенком.

  6. Систематически провожу родительские собрания, открытые уроки для родителей.

  7. Провожу день открытых дверей в ДШИ.

  8. Заполняю школьный уголок для родителей.

Поэтому на хореографическом отделении благоприятный психологический климат (атмосфера товарищества, дружбы, взаимопомощи ), нет конфликтных ситуаций, отсутствует необоснованное выбытие учащихся из отделения, нет обучающихся часто пропускающих уроки.

Как и воспитательная система, моя учебная и внеклассная деятельность направлена на развитие социально-адаптированной личности, способной к самореализации и саморазвитию, повышение их гражданской компетентности.

На хореографическом отделении ДШИ с.Быков обучаются 67 человек от 7 до 16 лет –  самое многочисленное и самое выступающее отделение, и это не удивительно, ведь искусство танца – великолепное средство воспитания и развития молодого поколения, которое помогает развивать у обучающихся такие качества как целеустремленность, организованность, трудолюбие, чувство коллективизма и одно из главных человеческих кредо: «Мы – дружный коллектив единомышленников». Приоритетное направление отделения – народный танец.  Настало время, когда надо повернуться лицом к действительности и взять за основу тысячелетний опыт и традиции народной хореографии. Многое можно выразить через движение – быт, обряды, обычаи, характеры народов, красоту родного края… Это успешно вдохновляют в жизнь юные танцоры, покоряя все новые и новые вершины хореографического народного творчества на всевозможных сценических площадках. Активная концертно-конкурсная деятельность этого отделения и приводит к высокому набору первоклассников.
Учащиеся хореографического отделения несколько лет подряд становятся стипендиатами премий  мэра МО ГО «Долинский». За 10 лет моей работы отделение «Хореографическое творчество» выпустило в свет 34 воспитанника. В 2015 году Билая Дарья стала студенткой Сахалинского колледжа искусств, соединив свою дальнейшую жизнь с искусством танца.
В 2009 году был создан танцевальный коллектив “Юность” – первый школыный коллектив, который вывел маленькую сельскую школу на областной уровень и заявил о себе на международной конкурсной площадке. Все участники этого творческого союза уже выпускники и пусть они не продолжили свой жизненный путь в творческой профессии, но я точно знаю, что свою любовь к танцу они сохранят навсегда.
Сегодня на отделении творчески работает хореографический коллектив”Каруселица”, который отличается яркими постановками, дизайнерскими идеями сценических костюмов, соответствующих образу танцевальных номеров, качеством исполнения, слаженностью, и техническим мастерством своих участников.
Немаловажную роль в обучение будущих танцоров вносят наши концертмейстеры, которые отдают  этой деятельности много времени и внимания – Пастухов В.В., Клищенко В.Н. Самые добрые и благодарные слова я с ребятами адресуем этим профессиональным педагогам за их творческий подход к урокам и работе на хореографическом отделении.
Слова признательности и огромнейшей благодарности всегда будут звучать в адрес директора Подобед Елены Станиславовны, которая постоянно находится в творческом поиске и ведет всех нас вперед, покоряя новые вершины и препятствия на пути развития нашего школьного дома. Она всегда поддерживает все наши задумки и начинания, помогает воплощать в жизнь все наши идеи и творческие проекты, предлагает руку помощи в приобетении концертных костюмов и танцевальной обуви, берет на себя вопросы организации концертно-конкурсной деятельности… Ее активная жизненная позиция пример для нас – преподавателей школы и для наших учащихся!
“Работать с детьми – значит ежечасно, ежедневно, из года в год отдавать свой жизненный и душевный опыт, формируя из него человека нашего общества – личность, развитую всесторонне и гармонично…приобщить маленького человека к миру Прекрасного. Учить ребенка отличать подлинное искусство от подделки. Прививать с самых ранних лет хороший вкус, закладывая те добрые основы, которые помогут ему вырасти человеком с тонким чувством изящного, человеком, чья душа открыта навстречу всем проявлениям творческого таланта,- задача чрезвычайно важная. И СТОЛЬ ЖЕ СЛОЖНАЯ». Эти слова, написанные педагогом – хореографом, руководителем детского ансамбля «Школьные годы» В.С.  Константиновским в далеком 1973 году в книге «Учить прекрасному», остались актуальными и сейчас. Ведь, обучение искусству танца для ребенка является одним из самых привлекательных видов деятельности, возможностью выразить свои эмоции, реализовать свою энергию.
И для меня очень важно, чтобы ребенок занимался с удовольствием, уходил с занятия счастливым и с нетерпением ждал новых впечатлений, тем более в небольшой школе (численность учащихся 150 человек), расположенной к тому же далеко от областного центра и являющейся центром общественной и культурной жизни села.