Регистрация
 
Сертификат владельца сайта
Сертификат владельца сайтаhttps://www.demi-plie.ru/
почетный знак
пушкинская карта
Национальные проекты культуры
афоризм
цитата
цитата
Самая важная часть воспитания — образование характера.
Константин Дмитриевич Ушинский
год народного искусства
год  наставника
банер
Сейчас на сайте: 1

Зачем нужно хореографическое образование

Хореографическое образование дает возможность для человека стать физически и эстетически развитым. Ведь люди вместе с хореографическим образованием получают дополнительно хорошую осанку, выносливость, формируется правильная осанка. При помощи хореографического образования воспитывается эстетический вкус.

Хореографическое образование включает в себя изучение нескольких предметов.Рассмотрим основные:


✔  1. Классический танец.
Классический танец несомненно является основным элементом хореографического образования. Многие профессиональные хореографы, не перестают оттачивать свои умения в этой практической, сточки зрения обучения дисциплине, на протяжении всей своей профессиональной танцевальной деятельности. Занятия им проводятся хореографами, как в группах, так и сольно.


  ✔ 2. Народно – сценический танец.
Изуение этой дисциплины предполагает знакомство с созданием хореографического образа на сцене. Народно-сценический танец является обязательной дисциплиной при получении хореографического образования.


✔   3. Историко-бытовой танец.
Историко-бытовой танец это отдельная дисциплина, но она сильно связана с остальными видами танца. Он позволяет осуществить знакомство с манерами и стилями других времен, узнать чувство позы и координации движения.

      4. Xарактерный танец.
Характерный танец одно из самых выразительных средств балета. Изучение его занимает достаточно длительное время. В процессе изучения этого курса, танцор овладевает основами характерного танца.


✔5. История балета.
История балета включает в себя изучение истории развития балета в России и за рубежом. Рассматриваются периоды от зарождения балета в начале шестнадцатого века вплоть до его развития в современности. Отдельным пунктом идет изучения балета в России.


✔ 6. Музыкальная литература.
Курс музыкальная литература включает в себя изучение самой музыки в целом, её форм и жанров. Музыкальная литература рассказывает о многообразном мире музыкальных понятий и знаний.

Хореографическое образование в виде изучения специальных дисциплин хореографии помогает воспитать культурного человека. В процессе получении образования не только формируются представления о хореографии, но появляется понимание элементов общечеловеческой культуры: самоконтроль, культурное поведение, ответственность и трудолюбие. Эти качества взаимосвязаны с культурой данного вида образования.

Хореографическое образование это база для развития творческих задатков в жизни и прекрасный способ реализовать себя, получив достойную и интересную профессию.



20 интересных фактов о танцах


Выражать эмоции через танцы люди начали ещё в те далёкие времена, когда охотились с копьями на мамонтов. С тех пор свои национальные танцы появились у представителей всех народов, и сейчас их в мире насчитываются десятки тысяч, а то и больше. Причём некоторые из них получили широкое распространение по всей планете, и так давно, что их происхождение уже не всегда можно проследить.


                                                        Интересные факты о танцах.


1. Изначально само слово «танец» происходит от немецкого «tanz», хотя само это немецкое слово было позаимствовано из польского языка.
2. В России до 17-го века употребляли только слово «пляска». Слово «танец» пришло позднее, из Германии.
3. В Эпоху Возрождения танцы, исполнявшиеся на пирах и застольях, зависели от меню.

4. Танцы и танцоры запечатлены на купюрах и монетах разных стран.
5. Бразильское национальное боевое искусство, капоэйра, имеет много танцевальных движений. Оно и зародилось, собственно, из танца.
6. Официально международный день танца отмечается 29 апреля.
7. Музей танцев можно посетить в Стокгольме, шведской столице. Он открыл свои двери для посетителей ещё в 1953 году.
8. Самый крупный танцевальный зал без колонн во всей Европе находится в Санкт-Петербурге.
9. Самым популярным в Греции танцем является сиртаки. Но мало кто знает, что он был придуман только в 1964 году, во время съёмок фильма «Грек Зорба». А придумал его американский актёр Энтони Куин.
10. В Италии существует танец тарантелла. Он зародился в местности, где много тарантулов, и некогда люди верили, что подобные движения способны спасти укушенного человека от яда. Укушенным надлежало сплясать тарантеллу.
11. Аргентинцы и уругвайцы до сих пор спорят, кто из них подарил миру танго, один из самых популярных танцев на свете. И уж точно самый страстный.
12. Танец полька зародился не в Польше, а в Чехии.
13. Зато именно в Польше появился полонез, очень торжественный танец. Он, кстати, стал первым танцем, проникшим из Европы на Русь, и ставшим при этом очень популярным.
14. Индийская танцовщица Каламандалам Хемаленте попала в книгу рекордов Гиннесса после того, как танцевала без перерыва на протяжении 123 часов 15 минут.
15. Суть популярной сальсы заключается в том, что мужчина всё время импровизирует, а его партнёрша следует его движениям.
16. Брейк-данс, появившийся в США в 70-х годах прошлого века, был признан видом спорта и включен в программу Олимпийских игр.

17. Балет считается самым травмоопасным видом танцеального искусства.
18. В Перу вот уже более 400 лет распространён танец с ножницами. Его действительно исполняют, держа в руках длинные ножницы с острыми лезвиями. История его происхождения неизвестна.
19. В Китае существует традиционный «Танец тысячи рук», в котором всегда принимает участие ровно 21 танцовщица. Его особенность заключается в том, что благодаря синхронности движений зрителям кажется, что танцует одна женщина со множеством рук.
20. Большинство профессиональных танцоров завершают карьеру не позднее 35 лет. Эта деятельность очень травмоопасна, а нагрузка на организм просто огромна.

 

 


Одаренный ребенок: осторожность и свобода?

Около пяти процентов детей, независимо от доходов семьи, возраста, национальностей, рождаются одаренными или талантливыми. ✨

Одаренный ребенок обладает одним или несколькими из нижеперечисленных качеств:

• обладает хорошей памятью, особенно долговременной;

• владеет хорошим словарным запасом;

• может сосредоточиться на долгое время;

• легко усваивает информацию;

• очень наблюдателен и любознателен;

• устойчиво проявляет интерес к широкому кругу вопросов;

• рано проявляет способность сопереживать другим;

• любит книги;

• проявляет большую энергичность;

• часто стремится в своих делах достичь совершенства;

• предпочитает играть с детьми более старшего возраста;

• настойчив;

• обладает развитым чувством юмора;

• использует привычные предметы нетрадиционным способом;

• проявляет задатки лидера и владеет социальными навыками. ✔

Как удовлетворить потребности одаренного ребенка

• Предоставляйте ребенку как можно больше возможностей самостоятельно принимать решения, организовывать свою деятельность.

• В открытом доступе у него всегда должны быть самые разнообразные материалы.

• Если, руководствуясь своим интересом, ребенок чем-то увлеченно занимается, не останавливайте его, дайте ему возможность выполнить план.

• Предлагайте ему новые материалы, книги.

• Получив какой-либо ответ, просите объяснить, как ребенок пришел к такому выводу, решению. ✔

Если ребенок начинает плохо себя вести

• Скучно, он дурачится – предложите ему более сложные задания.

• Изобретает свои действия, полностью противоречащие принятым, – дайте ему возможность действовать так, как он хочет, если это не угрожает безопасности.

• Злится, если его прерывают, – выделяйте больше времени для его самостоятельной работы.

• Ненавидит получать указания – дайте возможность самостоятельно распоряжаться своим временем и решать, как и когда делать те или иные дела.

 

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПРИ РЕШЕНИИ ОТДАТЬ РЕБЕНКА НА ТАНЦЫ

Если вы привели ребенка в коллектив, не в клуб по интересам, а в ансамбль, который дает концерты, который работает на больших сценах, в таком случае у меня совет один: доверьтесь педагогу. Что педагог вам скажет, то и делайте. Потому что у каждого коллектива свои традиции, дисциплина, рабочие программы.
Педагог, видя вашего ребенка, знает, как с ним работать. Поэтому не нужно пытаться управлять процессом обучения и пытаться обучить педагогический состав работать с вашим малышом. Доверьтесь педагогу, специалист лучше знает.
Главный совет, который я хочу дать родителям, решившим отдать детей в хореографию, – это набраться терпения. Каким бы легким, воздушным ни был танец на сцене, когда вы сидите в зрительном зале, за кулисами – это кропортливый труд. Ребенок может иногда плакать, капризничать, лениться, потому что это тяжело и к этому нужно быть готовыми.
Нужно ребенка настраивать на то, что он должен работать над собой, быть целеустремленным, трудолюбивым, потому что без этих качеств достичь чего-то и на сцене и в жизни очень сложно.

Стоит ли развивать ребенка в творческом направлении?
Могу сказать с точки зрения себя как педагога и матери. Я считаю, что каждого ребенка нужно развивать творчески, это всегда будет конкуретным преимуществом перед другими.
Недаром раньше в классических гимназиях преподавали живопись, хореографию, вокал, музыку, потому что это всегда положительно сказывается на развитии

ребенка. Независимо от того, что вы выберете из любого творческого направления, это никогда не повредит развитию.
Поэтому мое мнение: развивать творчески нужно абсолютно каждого ребенка. Главное – выбрать правильное, подходящее направление вашего малыша, которое поможет раскрыть потенциал и развить личность.

Отрывок интервью с Натальей Левицкой-Филипповой, руководителем народного детского танцевального ансамбля «Калинка».

Природные данные для занятий балетом. Что смотрят педагоги на первом туре.

✅ВЫВОРОТНОСТЬ НОГ

Выворотность начинают разрабатывать буквально с самой первой ступени обучения.
Если балерина не выворотна – то движения смотрятся скованными и неуклюжими.
Выворотность ног – это способность развернуть ноги (бедра, голени и стопы) в положение en dehors (наружу), когда при правильно поставленном корпусе бедра, голени и стопы повернуты своей внутренней стороной наружу.
Для определения выворотности ног ребенка подводят к станку и устанавливают его в I позицию, придерживая туловище в вертикальном положении, затем просят его глубоко присесть, отрывая постепенно пятки так, чтобы бедра как можно больше раскрылись в стороны (супинировались), то есть предлагают исполнить grand plie. Взяв руками за бедра чуть выше колен и помогая ребенку раскрыться, можно видеть, легко или с трудом он это делает.
При хорошей природной выворотности ног оба колена свободно уходят в стороны по линии надплечий, а тазобедренная часть и бедра образуют прямую линию с коленями. При недостаточной выворотности ног колени при приседании широко не раскрываются, а уходят вперед, и никакими усилиями их раскрыть нельзя.
Дополнительную проверку выворотности проводят выполнением упражнения, так называемой «лягушки», которое исполняется лежа на спине подтягиванием стоп к ягодицам с последующим раскрытием бедер в стороны. Если колени свободно прилегают к полу, значит, у поступающего есть выворотность в тазобедренных суставах (при этом необходимо следить, чтобы не было прогиба в пояснице).
Выворотность ног в тазобедренном суставе можно проверить и другим способом. Ребенок встает боком к станку в I позицию, придерживаясь за палку. Затем педагог поднимает ему ногу в сторону на 90 градусов и осторожно отводит ее назад, при этом необходимо следить за тем, чтобы нога сохраняла выворотное положение. Если у ребенка выворотность ног недостаточная, пятка и нога при отводе их назад не сохраняют выворотности всей ноги.


✅При определении выворотности ног обращают внимание:

• на строение тазобедренного сустава – на степень податливости ноги, то есть на способность всей ноги (бедра, голени, стопы) занять выворотное положение;

• на возможность развития выворотности ног исходя из наличия активной и пассивной выворотности ног;

• на чрезмерное переразгибание в коленных суставах (резко выраженные Х-образные ноги), что иногда обуславливается слабостью связочно-мышечного аппарата и отрицательно сказывается на занятиях хореографией.Выворотное, или супированное, положение ног во время танца обеспечивает артисту возможность свободного выполнения движений классического танца и создает условия для такой интерпретации хореографического рисунка, которая отвечает законам художественного восприятия, законам красоты. Сочетания природной и выработанной на занятиях выворотности ног с легким шагом превращает танец в поистине пленительное зрелище. Выворотность ног позволяет совершенствовать технику, помогает вырабатывать такое качество, как артистизм.
Большая подвижность ног объясняется тем, что при выворотном положении ног большой вертел бедренной кости находится не снаружи, а сзади тазобедренного сустава, таким образом устраняется костное препятствие для выполнения ногой движений большой амплитуды. Поэтому требование хорошей выворотности ног – безусловная необходимость для классического танца.
На выворотность ног в голени влияют связки коленного сустава, поэтому обращается внимание на их состояние и на возможность растягивания внутренних связок коленного сустава специальными упражнениями.
Выворотность ног зависит от двух важных факторов.
Во-первых, от строения тазобедренного сустава. В одних случаях вертлужная впадина уплощена, а в других отличается глубиной. Чем глубже головка бедренной кости входит в ветлужную впадину, а связки, фиксирующие бедренную кость в вертлужной впадине, жестче, тем меньше выворотность ног, и, наоборот, у детей с хорошей выворотностью ног ветлужная впадина неглубокая и связки эластичные.Природная выворотность ног зависит также от расположения вертлужных впадин. В одних случаях они обращены вперед, а в других больше в стороны. Если вертлужные впадины расположены в стороны, то даже с глубоко входящей во впадину головкой бедра у такого ребенка можно ожидать среднюю выворотность ног, а эластичные, податливые связки помогают добиваться хорошей супинации (поворота) бедра. Если же вертлужные впадины обращены вперед, близки друг к другу и при этом головки бедренных костей посажены в них глубоко, то такое анатомическое строение ноги делает детей профессионально непригодными для занятий хореографией, так как амплитуда движения ног у них ограничена.
Во-вторых, выворотность ног зависит и от строения ног будущего танцовщика. Формирование голени и стопы у детей обычно заканчивается к двенадцати годам. К этому времени носки стоп у ребенка оказываются повернутыми либо наружу, либо внутрь («косолапие»). Причем иногда при хорошей выворотности в бедрах встречается плохая выворотность в голенях и стопах и, наоборот, при хорошей выворотности в голенях и стопах может быть плохая выворотность в бедрах. В случае свободной выворотности в бедрах при недостаточной выворотности в голенях и стопах можно добиться подвижности коленного сустава и голеностопа («выработать» их выворотность).

СТОПА

Подъем стопы определяется при выворотном положении ног и проверяется поочередно: сначала одна нога, затем другая. Из I позиции нога выдвигается в сторону (в положение II позиции), колено выпрямляется. Осторожными усилиями рук педагог проверяет эластичность и гибкость стопы. При наличии подъема стопа податливо изгибается, образуя в профиль месяцеобразную форму.
Стопа – сложный в анатомическом и функциональном отношении аппарат – является опорой тела человека и выполняет рессорные функции и функции регулятора равновесия, способствует отталкиванию тела при ходьбе, беге, прыжке. А в классическом танце играет еще и немалую эстетическую роль, создавая своим вытянутым подъемом вместе с вытянутой ногой законченную линию в рисунке танца.
По анатомическому строению различают стопу нормальную, сводчатую и плоскую. У стопы два продольных свода: внутренний и наружный. Внутренний (рессорный) имеет высоту 5-7 см, наружный (опорный) около 2 см. Стопа имеет поперечный свод.
Уплощение продольного и поперечного сводов проявляется в плоскостопии. Этот дефект отрицательно сказывается на занятиях хореографией. При небольшом плоскостопии с помощью целенаправленных тренировок возможно улучшение сводов стоп.Подъем стопы – это изгиб стопы вместе с пальцами. Форма подъема зависит от строения стопы и эластичности ее связок. Различают три формы подъема стопы: высокий подъем, средний и маленький.


✅БАЛЕТНЫЙ ШАГ

Высота балетного шага определяется при выворотном положении ног в трех направлениях: в сторону, вперед и назад. Сначала проверяется одна нога, затем другая. Для проверки балетного шага ребенок становится боком к станку, держась за него одной рукой, или выводится на середину зала. Из I позиции ног (при правильном положении корпуса) работающую ногу в выворотном положении, выпрямленную в коленном суставе и с вытянутым подъемом поднимают в сторону до той высоты, до какой позволяет это делать бедро будущего артиста. После проверки величины пассивного (производимого с посторонней помощью) шага проверяется активный шаг (способность поднять ногу самому). Критерием в данном случае служит высота, на которую испытуемый может поднять ноги: для мальчиков норма не ниже 900, для девочек – выше 900. Необходимо обратить внимание на то, насколько легко поднимается нога.
Шаг также создает в танце линии, обеспечивает широту и свободу движений. Амплитуда шага в стороны и вперед зависит от степени выворотности ног и подвижности тазобедренных суставов. Амплитуда шага назад зависит от подвижности позвоночного столба, силы и эластичности задней группы мышц бедра. Амплитуда шага способствует высоте прыжка.

ГИБКОСТЬ ТЕЛА

Это одно из главных профессиональных требований к тем, кто собирается заниматься классическим танцем. Она показатель пластичности тела артиста, придает танцу выразительность, способствуя тем самым созданию сценического образа.
Гибкость тела определяется величиной прогиба испытуемого назад и вперед. Для этого ребенка ставят так, чтобы ноги были вытянуты, стопы сомкнуты, руки разведены в стороны. Затем ребенок перегибается назад до возможного предела, при этом его обязательно страхуют, придерживая за руки. Поскольку гибкость тела зависит от ряда слагаемых (подвижности суставов, главным образом тазобедренного, гибкости позвоночного столба, состояния мышц), следует обратить внимание на правильность прогиба в области верхних грудных и нижних поясничных позвонков.
Проверка гибкости вперед (проверка гибкости позвоночного столба и эластичности подколенных связок) производится также наклоном корпуса вниз при вытянутых ногах как стоя, так и в положении сидя на полу. Ребенок должен медленно наклонить корпус вперед (сильно вытянув позвоночник), стараясь достать корпусом (животом, грудью) и головой ноги и одновременно обхватить руками щиколотки ног. При хорошей гибкости корпус обычно свободно наклоняется вперед.
Гибкость корпуса зависит от гибкости позвоночного столба. Степень же подвижности позвоночного столба определяется строением и состоянием позвоночных хрящей. Гибкость (или прогиб назад) должна быть в области нижних грудных и верхних поясничных позвонков. Наклон корпуса вперед и вниз совершается благодаря растяжению межпозвоночных дисков, а также икроножных, подколенных и тазобедренных мышц и связок.


✅ПРЫЖОК

Прыжок придает танцу необходимые для него качества: легкость, воздушность, полетность – и поэтому является его важной составной частью.
Проверяется высота прыжка, который выполняется при свободном положении ног с предварительным коротким приседанием. Прыжки выполняются несколько раз подряд. Обращается внимание на эластичность ахиллова сухожилия, силу толчка от пола и мягкость приземления. В момент прыжка требуется оттянуть пальцы ног вниз.
Для прыжка важно качество, обозначаемое в хореографии термином ballon (баллон) – умение высоко и эластично прыгнуть вверх и сохранить во время прыжка рисунок позы.
Высота прыжка зависит от силы мышц, согласованности работы всех частей тела, и, в частности, сгибателей и разгибателей суставов: тазобедренного, коленного, голеностопного, стопы и пальцев, их подвижности.При прыжке работающие мышцы в течение короткого времени сокращаются до максимума, при этом действуют две главные силы: сила отталкивания от опоры и сила тяжести тела. Поэтому высота прыжка находится в прямой зависимости и от них. При этом необходимо, чтобы отдельные звенья тела в момент отделения его от опоры находились по отношению друг к другу в состоянии неподвижности.


✅КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ

Среди двигательных функций особое значение для танца имеет координация движений. Различают три основных вида координации: нервную, мышечную, двигательную.
Для нервной координации характерно чувство ритма, равновесия, различных поз, осанки и т.п. они могут быть закреплены в памяти. Запоминание движения, профессиональная память – одна из особенностей координации, зависящей от работы зрительного и вестибулярного аппаратов и других органов.
В мышечной координации характерно групповое взаимодействие мышц, которое обеспечивает устойчивость тела (при ходьбе, беге и других движениях).
Двигательная координация – это процесс согласования движений звеньев тела в пространстве и во времени (одновременное и последовательное).

МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКАЯ КООРДИНАЦИЯ

Это умение согласовывать движения частей тела во времени и пространстве по музыку.


✅УСТОЙЧИВОСТЬ

Основной характеристикой равновесия и апломба тела является устойчивость.
Стержень апломба – позвоночник, но важную роль для устойчивости играют хорошее зрение, нормальная работа вестибулярного аппарата, координация, общее хорошее физическое развитие и здоровая нервная система.
На устойчивость также влияет и проекция общего центра тяжести. Чем ближе к опоре центр тяжести тела и чем больше ее площадь, тем выше устойчивость тела.


✅ТЕМПЕРАМЕНТ

При обучении детей танцу необходимо знать, к какому типу высшей нервной деятельности относится психика того или иного ребенка.
Существует четыре типа высшей нервной деятельности человека:темперамент сангвиника – сильный, уравновешенный, подвижный;
• темперамент холерика – сильный, неуравновешенный, подвижный;
• темперамент флегматика – сильный, уравновешенный, инертный;
• темперамент меланхолика – слабый.
Наиболее подходящими для занятий танцем из четырех типов темпераментов принято считать сангвиников и холериков, флегматики требуют особых, индивидуальных занятий.


ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ УРОКА  
КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА

Каждый урок классического танца всегда начинается с повторения пройденного материала, чтобы сохранить и дальше совершенствовать накопленные знания и навыки, а также изучать новый материал.
Любой урок классического танца состоит из нескольких разделов:

Экзерсис у станка – это упражнения, состоящие из целого комплекса движений, исполняющихся ежедневно в следующей последовательности:

Plie, bat. tendu, bat. tendu jete, ronde de jambe par terre, bat. fondu или bat. soutenu, bat. frappe, bat. double frappe, ronde de jambe en l’aire, petties bat., bat. developpe, grande bat. jete.

Экзерсис - изучение элементарных движений, из которых потом слагаются самые сложные формы классического танца. Экзерсис должен быть отлично усвоен учениками, иначе нельзя овладеть точной техникой исполнительского мастерства. Экзерсис это не нечто второстепенное и «разогревание ног», он необходим не только начинающему, но и квалифицированному танцовщику для постоянного укрепления и совершенствования основ его исполнительского мастерства.

Экзерсис на середине зала – упражнения исполняются в той же последовательности, что и у палки. Экзерсис на середине зала, как правило, составляется компактнее, короче и техничнее. Построение его следует от года к году постепенно усложнять и сокращать количество отдельных упражнений. Экзерсис на середине зала всегда должен хорошо подготовить ученика к следующей части урока, а не подменивать её.

Адажио (Adajio) – это работа над всесторонним овладением позами классического танца и самой разнообразной их связью. В экзерсисе при помощи многократного повторения различных battement и других движений в одном и том же упражнении отрабатывается элементарная техника танцевального мастерства. А в adajio усваиваются характер, манера и техника, необходимые для исполнения большой и плавной танцевальной фразы. Построение adajio в различных классах складывается из пройденных поз, движений. В первом классе adajio, как такового ещё нет. Здесь только начинают изучать различные малые позы с ногой, не отделённой от пола. Со второго класса начинают изучать различные позы на 90 и соединять несложными приёмами, т.е. составлять простейшее adajio, которое выполняется после экзерсиса на середине зала. В четвёртом – пятом классах adajio приобретает всё более трудный и силовой характер за счёт объёма и повышающейся сложности сочетания движений, используемых приёмов связи, поворотов, малых и больших pirouettes. В пятом – шестом классах после большого adajio вводится так называемое второе adajio, которое представляет собой чередование постепенно усложняющегося вращения на полу. В техническом отношении его построение должно быть сложнее, подвижнее, но в силовом – легче и короче, чем в большом adajio. При составлении первого и второго adajio необходимо, чтобы все движения последовательно и логично соединялись между собой, образовывая стройный и законченный учебный пример, а не просто случайный набор движений. В каждом adajio должна присутствовать определённая учебная задача – отработка того или иного исполнительского приёма, а не вообще силы, устойчивости и пластичности движения.

Allegro - маленькие и большие прыжки. В этой части урока осваиваются различные прыжки классического танца. Если в экзерсисе осваиваются элементарные навыки, в adajio ведётся работа над позами и танцевальной фразой в медленном темпе, то здесь всё это суммируется и отрабатывается в темпе прыжка, большого и малого, простого и сложного, мягкого и трамплинного, стремительного и сдержанного.

Сначала выполняются комбинированные задания (кроме первого класса), состоящие из малых прыжков, например: temps leve sauté, pas echappe, pas glissade, pas assemble, pas jete, sissonne, различных поворотов, малых пируэтов и т.д. Каждый прыжок должен повторяться в одном и том же комбинированном задании в порядке трудности его исполнения.

Затем рекомендуется выполнять большие прыжки без подходов, такие, как grand sissonne ouverte, grand sissonne fermee, pas ballotte, temps leve в больших позах, jete passé, большие Заноски с двух ног на две ноги, различные повороты, малые и большие пируэты, простые tours и т. д.

Затем следует переходить к большим прыжкам, которые связаны с энергичными подходами. Прыжки эти характеризуются высокой полётностью и большими продвижением по прямым, диагональным и закруглённым линиям учебного класса. Такого рода прыжки комбинируются от задания к заданию в постепенно усложняющейся форме так же, как в предшествующей части урока.

Наконец, вторично выполняются малые прыжки, в более усложнённой комбинации, чем в начале этой части урока. Здесь используются различные виртуозные заноски с поворотами. Заканчивать прыжки следует простыми упражнениями типа petit changement de pied в сочетании с entrechat-quatre, с тем, чтобы привести организм и дыхание ученика в более спокойное состояние. Ко всему сказанному надо добавить, что по мере накопления пройденных прыжков в различных классах, особенно в старших, они как бы приобретают большую «подвижность» в смысле разнообразия сочетаний и последовательности выполнения на уроке.

Пальцевая техника. Не реже 2-3 раз в неделю.

Последняя завершающая часть урока предназначена, для того чтобы организм учащихся после напряжённой работы окончательно пришёл в состояние покоя при помощи выполнения различных форм port de bras.

Начинается и заканчивается урок поклоном, в младших классах после поклона идёт марш. Следует следить, чтобы шаг был с вытянутых пальцев, плечи опущены. У девочек руки на юбочке, у мальчиков – на поясе. В младших классах марш полезен и в середине урока.

Такое построение урока позволяет проводить его с постепенным усложнением, без резких подъёмов и спадов. При этом каждая часть урока также должна иметь свою кривую с постепенным нарастанием и некоторым спадом в конце, что позволяет ученикам приступать к выполнению следующей части урока со свежими силами. Подобное построение урока обусловливается психофизическими особенностями организма учеников и предохраняет их от возможного повреждения суставо-связочного аппарата, расстройства сердечной деятельности и т.д.

Общепринятая длительность урока классического танца равняется двум академическим часам. В пределах этого времени постепенно сокращается длительность первой части урока и увеличивается сложность и трудность её комбинированных заданий. Вторую и особенно третью часть урока следует постепенно увеличивать по длительности, объёму движений и трудности изучаемых приёмов. Четвёртая часть коротка по времени и усложняется очень незначительно. Такое распределение частей урока по времени является приблизительным, и отклонения от указанной нормы могут и должны быть в ту или иную сторону, в зависимости от конкретных условий работы.

 
 
     
     
     
    •  
       
     
     
     
     
     
     

    Комплекс упражнений для растяжки на шпагат


    ✅1. Начинайте растягиваться с выпадов вперед на одной ноге.
    • Выставите одну ногу вперед и начинайте медленно сгибать ее в колене, опуская
    корпус, задняя нога при этом должна оставаться максимально прямой.
    • Следите за тем, чтобы колено передней ноги не выходило вперед, дальше пальцев стопы.
    • Постарайтесь опустить колено задней ноги и бедро на пол.
    • Держите плечи ровно.
    • Опустите руки на пол для сохранения равновесия.
    • Удерживайтесь в таком положении от 20 до 30 секунд, не подпрыгивая и не раскачивая корпус.


    ✅2. Упражнение для растяжки внутренней поверхности бедер.
    • Опуститесь на колени.
    • Переднюю ногу выставите вперед и распрямите, а заднюю оставьте согнутой в колене
    • Перенесите вес тела на выпрямленную ногу.
    • Тянитесь к стопе прямой ноги.
    • Используйте свои руки для дополнительной поддержки.
    • Удерживайте растяжку 20 до 30 секунд, не раскачиваясь.

    3. Растяжка ног из положения стоя.
    • Выставите одну ногу вперед, лучше на какое-нибудь возвышение (коврик, подушка).
    • Наклонитесь вперед и тянитесь как можно дальше.
    • Не сгибайте обе ноги в коленях, сохраняйте их прямыми.
    • Постарайтесь не отрывать пятку задней ноги от пола.
    • Оставайтесь в таком положении 20-30 секунд, не раскачивайтесь


    ✅4. Растяжка отдельно каждой ноги лежа на спине.
    • Лягте на спину, подняв одну ногу вверх.
    • Возьмитесь руками за лодыжку.
    • Осторожно подтяните ногу к вашему телу.
    • Удерживайте растяжку 20 до 30 секунд, поменяйте ноги.
    Для лучшего эффекта попросите друга прижимать вашу ногу к полу.


    ✅5. Упражнение на полу для растяжки квадрицепсов.
    • Лягте на живот лицом вниз, ладони сложите перед собой, а ноги прямо.
    • Согните одну ногу и захватите ее рукой.
    • Осторожно потяните одну ногу спине, при этом другую старайтесь держать прямой, не отрывая от пола.
    • Удерживайте растяжку 10 секунд, затем поменяйте ноги.

    Каждый раз, когда вы делаете упражнения, старайтесь увеличивать количество секунд, в течение которых вы удерживаете растяжку. После каждой тренировки необходимо дать вашим мышцам расслабиться, чтобы не получить на утро сильную боль. После растяжки обязательно необходимо 5-10 минут ходить быстрым шагом, постепенно замедляя темп.

     


    📝Примерный комплекс упражнений, направленных на постановку правильной осанки и укрепление мышц туловища.

    Упражнение № 1: И.п лёжа на полу носки на себя, посмотреть, держать 4 счета, следующие 4 счета расслабиться. Движение повторяется 8 раз. 

    Упражнение № 2: И. п. лёжа на спине. Ноги согнуть и поставить ближе к тазу, поднять туловище, держать «мост», не прогибаясь. Одновременно работать руками, одна вверх, другая вниз — на каждый счет, меняя положение рук. Упражнение выполняется 16 раз.

    Упражнение №3: И. п. Лёжа на спине руки вдоль туловища ладонями вверх. Раз. Опираясь на руки, прогнуться. Два — прижать поясничный отдел позвоночника. Упражнение повторить 16 раз.

    Упражнение №4: И. п. Лёжа на спине руки в стороны ладонями вниз. . Раз-два-три - поднять правую согнутую ногу в колене и прямую левую, держать. Четыре— и. п. То же, согнув левую. . Упражнение повторяется 16 раз.

    Упражнение №5: И. п. лёжа на спине руки под голову. Поднять обе ноги ( невысоко), раз - развести, два - соединить и три-четыре- положить в и.п. Упражнение повторяется 8 раз.

    Упражнение№6: И.п. лёжа на животе. Подышать животом 8 счетов.

    Упражнение №7: И. п. Лежа на спине, руки вдоль корпуса. Раз-руки вверх. Два — сесть, опираясь руками сзади (спинка прямая). Три руки на пояс. Четыре — и. п. Упражнение повторяется 8 раз.

    Упражнение №8: И.п. сидят на гимнастических ковриках, руки на поясе, спина прямая 8 счетов, следующие 8 счетов, лечь на ноги с ровной спиной, пальцами рук достать пальцы ног. Упражнение выполняется 8 раз.

    Упражнение №9 «Крылышки»: И.п. лёжа на животе. Руки к плечам ладонями - вперед; поднять плечи и голову вверх, держать 3 счета, на 4 и.п. Упражнение повторяется 8 раз.

    Упражнение №10: И.п. лёжа на животе. Поочередно поднять одну ногу, затем другую (невысоко). Упражнение повторяется 16 раз.

    Упражнение №11 «Сфинкс»: И.п. лёжа на животе. Раз- два - три – четыре - руки согнуты в локтях лежат на полу, прогнуться в спине. Раз-два-три – четыре- выпрямить руки. Раз- два - три – четыре–« шагаем руками» к животу ещё прогибаясь в пояснице. Раз-два-три – четыре - оторвать руки от пола в стороны и задержать и.п. Упражнение повторяется 8 раз.

    Упражнение №12 «Рыбка»: И.п. лёжа на животе Упираясь на руки прогнуть спину назад .Согнув ноги в коленях, стараясь коснуться ногами головы. Упражнение повторяется 12 раз.

    Упражнение №13: И.п. лёжа на спине, руки вверх. Согнуть ноги прижать колени руками к груди, 4 счета перекатываться вправо и влево и вернуться в и.п. потянуться руками вверх, вытянуть подъём, прижать поясницу к полу на 4 счета. Упражнение повторяется 8 раза.

    Упражнение № 14 «Кошечка»: И.п. упор на коленях. Раз – два - спину прогнуть, голову поднять до предела вверх. Три – четыре – спину выгнуть, голову опустить вниз. Упражнение выполняется 16 раз.

    Упражнение №15 «Корзинка»: И.п. лёжа на животе, согнуть ноги в коленях и захватить стопы руками. Удерживать, это положение 4 счета прогнувшись в спине. Упражнение повторить 8 раз. В дальнейшем для развития гибкости поясного отдела постараться достать ногами пол перед головой, руками надо держаться за бедра.


    ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ УПРАЖНЕНИЯ У СТАНКА В КЛАССИЧЕСКОМ ТАНЦЕ.


    Обучение хореографов требует регулярного выполнения упражнений для тренировки тела. Весь экзерсис классического танца необходим для правильной постановки корпуса, координации, устойчивости (aplomb), развития мышц и двигательной памяти, укрепления суставно-мышечного аппарата.
    Также, упражнения классического танца позволяют устранить физические недостатки: сутулость, косолапость, некоторые виды сколиоза, кифоза и лордоза, плоскостопие, опущение шейного позвонка и многие другие.

    Педагог должен объяснять, для чего делается каждое упражнение и, конечно, указывать ошибки. Это нужно не только для красоты исполнения движений, но и для правильной работы мышц и суставов.


    ✔ Следовательно, главная задача классического экзерсиса у станка заключается в том, что грамотно подобранные, регулярно повторяемые тренировочные упражнения развивают тело исполнителей и помогают изучать более сложные движения.

    ⚡ Plie и releve по всем позициям ног — первые упражнения экзерсиса у станка. Основная задача plie и releve — развитие подвижности тазобедренных, коленных и голеностопных суставов. Они развивают силу ног, выворотность, эластичность. Plie и releve — это основа всех движений, в том числе прыжков.

          Battements tendus — первое упражнение, при котором движение в тазобедренном суставе осуществляется отдельно от опорной ноги. Исполнение этого упражнения вырабатывает натянутость всей ноги (в колене, подъеме, пальцах ног) и силу ног. Battements tendus лежит в основе многих движений в хореографии.

    ⚡Battements tendus jetes — служит закреплением и усложнением battements tendus. Вырабатывает силу, натянутость ног, также добавляет легкость. Развивает подвижность тазобедренного сустава и воспитывает стопы для исполнения прыжков.

    ⚡Rond de jambe par terre — первое упражнение, при котором тазобедренный сустав осуществляет круговые движения. Оно развивает подвижность тазобедренного сустава и его выворотность.

    ⚡Battements fondus — развивает силу ног и позволяет добиться мягкости, эластичности, подвижности в коленном и голеностопном суставах в приседаниях. Все это необходимо при исполнении прыжковых элементов.

    ⚡Battements frappe — часто комбинируется с battements fondus. Упражнение развивает подвижность и увеличивает ловкость коленного сустава.

    ⚡Rond de jambe en l’air — исполняется только нижней частью ноги (от колена), что вырабатывает силу бедра. Развивает силу ног, натянутость и подвижность в коленном суставе. Сложность заключается в том, что в обычных движениях человека редко встречается поворот в коленном суставе.

    Petits battements — способствует развитию ловкости и подвижности ноги от колена.

    ⚡Battements releve lent и battements developpe— помогает удерживать ногу на предельной высоте. Упражнения развивают шаг, силу ног (бедра). Естественная амплитуда движения ноги вперед 120°, в сторону — 60°, назад — 15°. Для увеличения амплитуды делается поворот, сгибание и приведение таза в тазобедренном суставе опорной ноги.

        Grand battement jete — заключительное упражнение у станка. Развивает шаг и подвижность тазобедренного сустава.

    Даже при исполнении тренировочных упражнений, следует добиваться выразительности, эмоциональности, гармоничности в соответствии с музыкой.

     



    Народный танец


    Народный танец — фольклорный танец, естественно зародившийся на определённой территории и являющийся частью традиционного народного творчества определённой местности. Народный танец имеет свои особенности, выражающиеся в движениях, костюмах, ритме, танцевальных па и проч.
     

    ✔Из истории народного танца.

    Не представляется возможным определить, когда именно возник народный танец, ведь это часть нематериальной культуры. Однако историки утверждают, что фольклорный танец связан с периодом национального формирования, ещё до оформления цивилизации.

    Народный танец существует с древнейших времен. Древние народы сопровождали танцем все свои обрядовые действа: охотничьи, культовые, трудовые и другие. Фольклорный танец в примитивном виде сопровождался игрой на простейших музыкальных инструментах и пением.

    С течением времени фольклорный танец усложнялся и становился неотъемлемой частью культуры, быта, отдыха народов. В Древнем Египте, Индии, Греции, Китае и других крупных ранних цивилизациях проводились настоящие масштабные танцевальные представления – эдакие прообразы современных фестивалей народного танца. Современному человеку было оч Почему детям нравятся народные танцы?

    Это не просто движения под музыку и забавные спортивные упражнения, позволяющие общаться со сверстниками весело проводя время. Во время уроков народных танцев дети учатся контролировать собственное тело, выражая через движения свою личность, вкусы и предпочтения. Осваивая все новые элементы и более подробно изучая культуру других стран, они формируют свое мировоззрение, учатся взаимодействовать в коллективе и работать в команде, применяя для этого всю свою богатую фантазии.

    Занимаясь русскими народными танцами, ребенок познакомится с богатой историей страны, выраженной в задорных и энергичных танцевальных движениях, характерных для всех плясок и хороводов. Такие занятия определенно наполнят его жизнь положительным настроением и яркими эмоциями! И родители будут спокойны, будучи уверенными в том, что малыш правильно развивается на личность, творчески проявляя свою индивидуальность во время насыщенных уроков.

     

    ✔ Важность фестивалей фольклорного танца и соревнований по народному танцу.

    Сейчас, когда мир стремится к интеграции и глобализации, особенно важно сохранить традицию фольклорного танца, ведь это важнейшая часть культуры. Сохранению и популяризации народного танца способствуют фестивали народного танца и конкусы народных танцев. Фестивали фольклорного танца – это зрелищные мероприятия, в которых принимают участие творческие коллективы и танцоры-солисты, чьей специализацией является фольклорный танец.ень интересно взглянуть на такое действо, однако, увы, это невозможно.

    На фестивалях фольклорного танца можно увидеть самые разные по настроению и сложности танцевальные композиции. Если речь идёт о русском народном танце, то часто можно видеть на сцене игровые и орнаментальные хороводы, массовые, групповые и одиночные пляски, кадрили. Если же попытаться перечислить и описать все возможные вариации и виды народных танцев, на это не хватит целого тома. А ещё лучше – заниматься народным танцем, любить своё дело, выступать на соревнованиях по народному танцу и побеждать!

    Чемпионат по народным танцам – это новый шаг для тех, кто понимает и любит народную танцевальную культуру, и тех, кто знает толк в соревнованиях по народному танцу!

     



    Особенности построения урока народного танца.


    Начинать изучение народного танца нужно после того, учащиеся освоили основы классики. Начинать изучение народного танца одновременно с классическим танцем допустимо, как исключение, только для взрослых. Для учащихся же 9 – 10 летнего возраста вводить класс характерного танца с первого года нельзя. В некоторых частях характерный танец, так сказать, противопоказан классическому, следствием раннего начала занятий будет плохое усвоение как того, так и другого». Несколько слов по поводу одной кажущейся «мелочи» – обуви учащихся. Очень часто они носят на уроке народного танца мягкую балетную обувь или джазовки, обувь без каблуков. Каблучная обувь нужна с первого дня обучения и при этом вначале даже больше, чем в последующем. Отсутствие каблуков даёт учащимся совершенно иное ощущение движения, искажает его рисунок, настолько быстро, что они свыкаются с неправильным исполнением и расценивают его, как должное. Всевозможные выстукивающие движения, пяточные удары и т.д. теряют в мягкой обуви всю свою харак-терность, рельефность стуков, мазков и «шарканья» ногой по полу и этим дезориентируют учащегося.

    В процессе обучения учащиеся развивают свой суставно-связочный аппарат, эластичность и силу мышц, координацию и выразительность движений, подготавливаются к восприятию любого народного или сценического танца, любого задания педагога.

    Урок народного танца, так же как и классического, строится таким образом, чтобы движения чередовались правильно и гармонично, переключая нагрузку с одних групп мышц и связок на другие. Педагогу нужно научиться строить урок, рационально распределяя силовые нагрузки, не утомляя и не перегружая суставно-мышечный аппарат исполнителей (учащихся). Особое внимание нужно обратить на необходимость чередования движений, которые выполняются на согнутых и вытянутых ногах. Урок народного танца должен стать основой совершенствования техники исполнения движений, помочь овладеть стилистикой народной хореографии, умением передать её национальные особенности и характерную манеру исполнения.

    ✅Урок народного танца состоит из трёх частей:
    - Упражнения у станка
    -Движения на середине зала
    - Разучивание и композиционное построение учебных этюдов на танце-вальном материале народных танцев.

    Упражнения у станка:
    Упражнения у станка развивают специфические для характерного танца технику и силу, а также связки и мышцы недостаточно или совсем не развитые в тренаже классического танца. Упражнения характерного тренажа включают в себя повороты стопы и бедра внутрь, удары стопой и полупальцами в пол, движения на присогнутых ногах, движения расслабленной стопой, резкие глубокие приседания и многие другие упражнения, выражающие многообразие народного характерного танца.
    Основные элементы экзерсиса народного танца проучиваются в комбинациях. Комбинация – логическое сочетание одного, двух или трех, но не более элементов, объединённых в определённый музыкальный отрезок и имеющее чётко поставленную точку. Комбинации экзерсиса у станка в народном танце имеют три степени сложности:

    Простые комбинации (учебные) – комбинации, в которые включаются основные программные элементы экзерсиса народного танца. Комбинация строится по основным направлениям – вперёд, в сторону, назад или только в сторону.
    Ритмически пространственная комбинация – строится на основе одного или нескольких программных элементов проученных ранее. При составлении таких комбинаций используются принципы ритмического разнообразия – синкопа, пауза, ритмический рисунок. Руки, корпус, голова участвуют в простейшей координации.
    Танцевальная комбинация – строится на основе программных элементов экзерсиса народного танца и движений национального танца, созвучных данной комбинации. При составлении активно используются ритмические разнообразия, а также работа рук, корпуса и головы.
    Построение всех комбинаций придерживается принципа от простого к сложному. Любая комбинация не должна быть громоздкой, продолжительной во времени: при музыкальном размере 4/4 продолжительность комбинации, не более 8 – 12 тактов, при музыкальном размере 3/4 - 16 – 32 такта, при музыкальном размере 2/4 – не более 32 тактов.


    ✅Движения на середине зала
    Упражнения на середине зала развивают технику ног, гибкость корпуса, пла-стичность рук. Несложные комбинации двух трёх движений подготавливают учащегося к овладению формой, и стелем народно-характерного танца и к усложнённым комбинациям, развивающим координацию движений всего тела и выразительность танца. В этой части урока проучиваются основные элементы русского народного танца – ковырялочка, верёвочка, моталочка, дроби, присядки, вращения и т.д., в чистом виде и комбинациях. А также движения и элементы танцев различных национальностей, как подготовительные движения для использования их в этюдной форме.

    Этюды. Танцевальные этюды это эпизоды танцевального порядка, извлечён-ные из лучших балетных постановок или составленные преподавателем из элементов сценических характерных и народных танцев. Основная идея этюдной работы на протяжении всего курса народного танца основывается на вовлечении учащихся в танец сценического, а не тренировочного порядка. Комбинируя различные танцевальные движения, нужно создавать сценически окрашенные танцевальные эпизоды, включающие в себя и технику танца, и его стиль, и актёрскую танцевальную выразительность. Техника танца, несомненно, должна укрепляться и развиваться, но как самоцель упражнения, она постепенно уступает первое место указанной выше обобщающей идее этюдной работы. Педагог должен проявить своё знание народного танца, умение отбирать материал для этюда и комбинировать их. Всё это можно делать лишь после того, как учащиеся технически освоили основные элементы народного танца. Давая в качестве этюда элементы национального танца, педагог должен вкратце рассказать учащимся о народе, породившем танец, об обычаях этого народа, о костюме, наиболее характерном для этого танца, а также о стилистических особенностях танца, отличающих его от танцев других народов. Можно дополнить свой рассказ иллюстрационным материалом.
    Прорабатывать этюд полезнее pas за pas, добиваясь усвоения каждого элемента. Первоначально этюд проходится в замедленном темпе. Сначала показываются и изучаются движения ног, а затем движения рук и корпуса. В старших классах этюдная работа расширяется введением и развитием навыков ансамблевого и парного танца. Когда речь идёт об ансамблевом этюде, нужно объяснять учащимся, что требование единства и сходства танцевальных движений каждого исполнителя есть необходимое условие, определяющее рисунок танца. В этюдах с партнёром главное научить полной согласованности движений и умению выполнять в танце общие или различные актёрские задания. В них воспитывается ощущение партнёра, т.е. умение согласовывать и соразмерять свои движения и задания.

    Изучение танцев разных национальностей зависит от выбора педагога, а также от программных требований. Танцы различных народов делятся на определённые группы [81]:
    Славянская группа - Россия, Украина, Белоруссия, Польша, Чехия, Словакия.
    В Восточной Европе очевидна общность корней в танцах народов Молдавии, Румынии, Югославии, Греции.
    Скандинава–немецкая группа - Германия, Австрия, Швеция, Дания, Норвегия, страны Балтии.
    Романская группа - Испания, Италия, Франция (эти страны имеют свои развитые и яркие школы народного танца).
    Группа танцев народов Востока - Япония, Китай, Корея, Вьетнам.
    Группа танцев народов Индии, Непала, Цейлона, Индонезии.
    Группа танцев народов Средней Азии и Ближнего Востока (Египет, Сирия, Ирак, Узбекистан, Таджикистан и т.д.).
    Тюркская группа.
    Группа танцев народов Кавказа и Закавказья.
    Танцы стран Латинской Америки.
    Танцы народов Африки.

    3. Музыкальное сопровождение урока народного танца.
    Урок народного танца отличается от классического тем, что он строится на основе какого либо национального танца. Поэтому подбор музыкального материала должен быть тщательным и умелым. Если педагог пользуется для этюда только отрывком известного сценического танца, то тогда должна быть сохранена соответствующая музыка. Если этюд на этнографическом, фольклорном материале, то и музыка должна быть фольклорной, а не сочинения композиторов на эти темы.

    Первый год обучения:
    Задачами экзерсиса первого года обучения являются изучение основ и формирование первоначальных профессиональных навыков, а также развитие суставно-связочного аппарата, выработка пластичности, силы мышц и натянутости ног. Все упражнения экзерсиса исполняются в медленном темпе, в так называемом чистом виде или в простейших комбинациях. В начале изучения движения корпус и руки находятся в статическом положении, упражнения исполняются только ногами. На первом году обучения экзерсису у станка отводится значительная часть времени – до половины урока.

    Второй год обучения: основная задача экзерсиса у станка на втором году обучения заключается в закреплении профессиональной основы, заложенной ранее. В работе над каждым движением экзерсиса необходимо добиваться точности и чистоты исполнения, только после этого можно усложнять упражнения координационно и композиционно. На этом этапе обучения идёт освоение более сложных форм ранее проученных движений и новых элементов и упражнений, предназначенных для выработки силы ног, особенно стопы, развития гибкости и пластичности корпуса, координации и танцевальности. Проводится знакомство с особенностями стиля, характера национальностей. В этом классе может проводиться раздельное обТретий год обучения: повторение движений начальных классов, но они технически усложняются за счёт увеличения темпа и координации. Изучение новых движений у станка, 3 года обучения. Освоение более сложных форм ранее изучаемых элементов и изучение новых элементов и упражнений. Выработка силы ног, стопы, развитие гибкости и пластичности корпуса, координации, танцевальности. Усложнение комбинаций, ускорение темпа, введение не сложных pas. Экзерсису уделяется меньше времени, основа это середина. Любой этюд или комбинация должны быть предельно выражены выразительно. На третьем году обучения впервые изучается парный танец, где особое внимание уделяется взаимоотношению партнёров в танце, комбинации и этюды исполняются в основном парно.

    Четвёртый год обучения: изучение новых движений у станка. Проучивание методики исполнения новых движений. Проучивание комбинаций с использованием новых движений у станка в определённом характере. Увеличение темпа, изменение ритма для развития координации и танцевальности, а так же техники и силы ног. Большое внимание уделяется координации движений, характеру и выразительности танца. Более сложные этюды и комбинации, за счёт убыстрения и усложнения ритмических рисунков, увеличение комбинаций, тренирующих технику танца.

    Пятый год обучения: изучение новых движений у станка. Проучивание методики исполнения новых движений. Проучивание комбинаций с использованием новых движений у станка в определённом характере. Увеличение темпа, изменение ритма для развития координации и танцевальности, а так же техники и силы ног. Развитие навыков самостоятельной работы над исполнительским заданием, самостоятельное создание этюдов. Овладение всеми художественными средствами характерного танца (характер, выразительность, манера и стиль).учение девочек (вырабатывается пластика корпуса и рук) и мальчиков (изучение присядок и полуприсядок).

     

     



    РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИМ ТЕХНОЛОГИЯМ НА ЗАНЯТИЯХ ХОРЕОГРАФИЕЙ.


    1. Площадь зала для занятий хореографией должна быть из расчета 3-4 метра на одного обучающегося, высотой не менее 4 метров.

    2. Балетный станок устанавливается на высоте 0,9-1,1 метр от пола и на расстоянии 0,3 метра от стены.

    3. Одна из стен зала оборудуется зеркалами на высоту 2,1 метр.

    4. Полы в зале должны быть дощатые, некрашеные или покрытые специальным линолеумом.

    5. Обстановка и гигиенические условия в классе должны соответствовать норме (температура и свежесть воздуха, рациональность освещения, отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей).

    6. Группы должны быть сформированы по возрасту детей. Продолжительность занятий: - дети 2-3 года - 15 минут 2 раза в неделю; - дети 3-4 года - 20 минут 2 раза в неделю; - дети 4-5 лет 25 минут 2 раза в неделю; - дети 5-6 лет 30 минут 2 раза в неделю; - дети 7–8 лет - 45 минут 2 раза в неделю; - 9-10 лет – 1,5 часа (с перерывом 15 минут) 2 раза в неделю; - 11–14 лет – 1,5 часа (с перерывом 15 минут) 3 раза в неделю.

    7. Следует применять дифференцированный подход: увеличение или уменьшение частоты повторений движений, использование верхнего и нижнего станка, местоположение в зале, постепенное ускорение темпа исполнение движений.

    8.Средняя положительность и частота чередования различных видов учебной деятельности–7-10 минут, предусматриваются перерывы (оздоровительные моменты: минутки релаксации, дыхательная гимнастика) по завершению определенного этапа работы.

    9. Разнообразие форм и методов работы. Следует выбирать такие из них, которые бы способствовали активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, а так же обогащать педагогический процесс за счет разнообразных взаимосвязей с другими видами художественно-практической деятельности.

    10. Необходимо развивать мотивацию к учебной деятельности. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный метод. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.

    11. Следует помнить, что на состояние здоровья оказывает большое влияние эмоциональный климат в коллективе.

     


    Проведения концертных выступлений и их организация

    Ответственейший момент в жизни хореографического коллектива – концертное выступление. Оно является качественным показателем всей организационной, учебно-творческой, воспитательной работы руководителя и самих участников коллектива. По выступлению судят о сильных и слабых сторонах их деятельности, об умении собраться, о творческом почерке, самобытности и оригинальности, технических и художественных возможностях коллектива, о том, насколько правильно и с интересом подобран репертуар. По концерту можно довольно точно определить качество деятельности коллектива и уровень руководства им. 

    Для участников коллектива должно быть не всё равно, оценят ли их общий, коллективный труд. Концертное выступление в отличие от репетиции имеет временную необратимость. На концерте нет такой возможности, какая была на репетиции: остановить коллектив или отдельного участника, сделать соответствующее замечание, пройти номер ещё раз. Номер или программа исполняется один раз и воспринимается так, как получилось в данном исполнении. Если выступление получилось неудачным, то вся огромная предварительная работа коллектива оценивается отрицательно. Выявление в концерте наиболее уязвимых и слабых мест в исполнении номера, программе в целом, технической и психологической подготовленности исполнителей коллектива может служить руководителю отправной точкой для определения дальнейших усилий в учебной воспитательной работе: чем больше позаниматься, что исправить, как нужно готовиться к выступлению, развитию каких качеств, придать особое значение.

    Нельзя не замечать собственных просчётов. Поэтому так важно чтобы руководитель проанализировал свою работу и работу коллектива, исправил ошибки и недочёты иначе в противном случае последующие концерты тоже окажутся неудачными, а при таком состоянии коллектив, как правило, снижает уровень своей исполнительской практики в целом, теряет перспективы своего развития. У участников пропадает интерес к занятиям, к постоянному творческому совершенствованию. Всё это, в конечном счёте, может привести к распаду коллектива. И наоборот, если выступление было успешным, тепло встречено публикой, — формируется положительное мнение о коллективе, его исполнительских возможностях. Укрепляется у участников желание работать ещё плодотворнее, настойчиво овладевать техническим мастерством, расти творчески. 

    Концертное выступление позволяет быстрее, чем репетиционная работа, выявить недоработки с коллективом не только художественного порядка, но и в организационной и воспитательной работе. По тому, например, сколько и когда (с опозданием или в установленное время) явилось участников коллектива на выступление, можно сделать довольно точный вывод о состоянии дисциплины, в целом воспитательной работы и моральном климате в коллективе. Если в последний момент, перед выходом на сцену исполнители и руководитель начинают спешно, нервничая, разыскивать и проверять: все ли участники коллектива на месте, наличие костюмов, обуви, реквизита и т.п. То можно смело говорить об упущениях в организации выступления и о том, что руководителю не удалось воспитать чувство ответственности у участников коллектива. Теряется педагогический эффект такого выступления, резко снижается его воздействие на воспитание участников коллектива. Просчёты в организации начинают давать о себе знать рецидивами безответственности, скептического отношения в поведении. Не случайно К. С. Станиславский считал, что театр начинается с вешалки. В организации концертной практики мелочей нет. 

    Важным моментом, обеспечивающим успешное концертное выступление, является его предварительная организация, решение всех необходимых вопросов – от точного выяснения места и времени выступления, размера сценической площадки, гримёрных комнат, звука, света и до обеспечения коллектива транспортом к месту выступления и обратно. Во время концертного выступления иное, чем на репетиции, качественно новое, особое состояние переживают исполнители и руководитель. Так называемое концертное волнение, испытываемое исполнителями, накладывает отпечаток на эмоционально-психологическое и физиологическое состояние. Известны случаи, когда из-за волнения человек не может хорошо исполнить номер, есть люди, боящиеся сцены, бывает, что подкашиваются ноги, бывает, что от волнения исполнитель не может совладать со своим выражением лица, то есть вместо улыбки перекошенное испуганное лицо и т.п. Творческое волнение следует направлять в такое русло, чтобы оно способствовало лучшему раскрытию исполнительских замыслов, а не порождало неуверенность, страх перед зрителями. Сама обстановка на концерте, способствует творческому подъёму, вдохновению, собранности. Но их сила, глубина проявления связаны с кропотливым подготовительным трудом, репетициями, целенаправленным и систематическим их развитием. Речь идёт об огромной ответственности участников коллектива за результаты своего творчества, своей художественной деятельности. Не имеет значения — первый это концерт или очередной, на фестивале, смотре. Искусство требует постоянно максимальной собранности и хорошего уверенного настроя при исполнении. 

    В детском хореографическом коллективе фактор эмоционально-творческого волнения имеет специфическое значение. Во-первых, потому, что юные исполнители во время концертного выступления испытывают значительно сильнее волнение в силу того, что по сравнению с профессионалами выступают редко, имеют слабее подготовку, чем профессиональные танцоры. Во-вторых, несколько отличается их настрой на выступление. Для профессионалов это трудовая деятельность, для участников детских коллективов — форма испытания творческих сил, утверждения своих способностей. Это и определяет особую педагогическую нагрузку концерта, его воспитательный потенциал. 

    Концертное выступление всегда имеет повышенный уровень художественно-эмоциональной взаимной отзывчивости у художественного руководителя и участников коллектива. Между ними устанавливается особо чуткая взаимозависимость, обостряется ответственность перед публикой. Во время концертного выступления участники ведут себя значительно собраннее, активнее. Каждый выполняет максимально ответственно свои обязанности, одновременно повышается и их эмоционально-творческая отзывчивость на действия партнёров. Интересно то, что происходят изменения в сторону большей строгости, регламентации и в отношениях между участниками коллектива. Они более требовательно относятся друг к другу, внимательно и быстро реагируют на замечания. 

    В каждом конкретном случае руководитель заранее должен предусмотреть все особенности и сложности предстоящего концерта. Одно дело, например, выступать на площадке где базируется коллектив, когда можно заранее всё подготовить для выступления (костюмы, обувь, реквизит), провести репетицию со светом, сделать общий костюмированный прогон. Многие вопросы в этом случае снимаются. 

    Иные проблемы приходится решать в том случае, если концерт выездной. На руководителя коллектива дополнительно возлагается огромное количество забот. У него появляются дополнительные обязанности — проследить за сбором костюмов и необходимого реквизита, а так же за их погрузкой в транспортное средство, проверить наличие всех участников коллектива, необходимо проследить за всеми организационными вопросами. По приезду к месту концерта художественному руководителю коллектива приходится выяснять все подробности — где, в каком помещении разместить исполнителей, точное время начала концерта. Руководитель должен быстро оценить размер сцены, необходимо, узнать, где находятся гримёрные комнаты и тогда принять решение о переодевании исполнителей, так, чтобы они успели сменить костюм и вовремя выйти на сцену, иногда руководитель вынужден произвести изменения в программе и переставить номера, если это необходимо. В этом случае нужно несколько раз обратить внимание исполнителей коллектива на точное следование требованиям руководителя. На выездном концерте руководитель коллектива должен быть особенно собранным. Ни о каком управлении коллективом не может быть и речи, если руководитель растерян, нервничает, не знает, как решить постоянно возникающие организационные и творческие вопросы, не может собрать исполнителей в единый творческий коллектив. Ему приходится быть максимально собранным, находчивым при исправлении различных «накладок» во время концертного выступления (ведь могут возникнуть и неполадки со звуком, светом, кто-то из исполнителей может что-то выронить из реквизита на сцене, получить травму и т.п.). Конечно, невозможно дать советы на все непредвиденные случаи. Важно лишь, чтобы руководитель коллектива не терялся, всегда оставался выдержанным, умел вовремя поддержать своих подопечных. И только такое поведение поддержит состояние творческого подъёма и уверенности в членах коллектива. Во время выступления художественный руководитель должен находиться рядом с участниками своего коллектива, по ходу вносить в их действия необходимые коррективы, следить за развитием событий на сцене. 

    Ни в коем случаи нельзя ругать исполнителей во время концерта, а тем более кричать что-то из-за кулисы во время исполнения номера. Это сбивает участников с ритма выступления, пропадает эмоциональный настой, воплощение образа отходит на второй план и все мысли сосредоточены лишь на том, что будет ему после окончания концерта от руководителя. О каких танцах может идти речь? Так же не следует указывать, на ошибки сразу после выступления, так как исполнители находятся в приподнятом настроении и в этот момент могут просто не воспринять замечания руководителя. Лучше всего делать замечания по концерту на следующей репетиции, когда художественный руководитель сам проанализировал выступление коллектива, учёл все нюансы, недоработки и наметил план работы над недочётами. Очень полезно записывать выступления на видеоплёнку, а потом совместно просмотреть с участниками коллектива. При наглядном материале легче показать и объяснить ошибки, да и сами исполнители могут увидеть свои недоработки, ошибки и то, над чем следует им поработать. Концерт требует от руководителя громадной затраты нервной энергии. На плечи руководителя ложится большая забота об организационной стороне выступления, контроль за его подготовкой.

     


    АКТЁРСКОЕ МАСТЕРСТВО ДЛЯ ТАНЦОРА.


    Как добиться яркости и выразительности? Как же развить артистизм у детей?

    Артистизм - как важный элемент в исполнении танцев.Исполнительское искусство танцора заключается не только в техническом мастерстве, но и в правильной передаче образа, мысли танца, выразительности и артистичности исполнения. Развитием эмоциональности, артистизма необходимо начинать заниматься в раннем детстве, когда это можно сделать через игру, а дети естественно, без стеснения выполняют с большим удовольствием все, что мы им предлагаем. 

    На конкурсах и концертах часто видно исполнителей солистов со страшными гримасами на лице и это они называют эмоциональностью. Это не эмоциональность, это обычно выполнение требований тренера. Тренер говорит ребёнку, что один из критериев оценки - это презентация и нельзя танцевать с безучастным лицом и это верно!

    НО!!! При этом мало кто из тренеров🎭 работает над тем, чтобы маленький танцор мог выразить своим лицом и жестами различные эмоции и чувства. Поэтому танцор либо приклеивает к своему лицу улыбку, которая не пропадает и не меняется на протяжении всего танца, или корчит непонятные гримасы. 

    Работать над артистизмом ребёнка нужно регулярно и профессионально. Безусловно, лучший вариант это пригласить специалиста для факультативных занятий по актёрскому мастерству. Проблема в том, что далеко не каждый актёр, режиссёр или студент способен понять специфику работы танцора. В нашем случае нужна пластика и не просто пластика, а образная пластика. Нам необходима эмоциональная работа с партнёром на уровне ощущений, мимики и жестов.

    Но есть ещё один подводный камень - это вы, дорогие родители. Не вы ли начинаете искать причины не посещать эти занятия, не вы ли считаете это лишней тратой времени и денег, не с вами ли приходится бороться?! Вы понимаете необходимость таких занятий только тогда, когда ваш ребёнок получает низкие оценки за презентацию номера, а массовые постановки несмотря на хорошую постановку и хорошее техническое исполнение совершенно не смотрятся на сцене.

    ПОЙМИТЕ: Хороший танец - это всегда история. Конечно, она рассказывается без слов, на языке движений, но все элементы классической театральной постановки в хорошем танце всегда присутствуют: осмысленное перемещение по сцене, использование декораций, реквизита и костюма, свет, звук, драматическая перипетия, актерская игра. И как раз последняя создает большую часть впечатления зрителей от выступления. Если есть выразительная, чувственная подача, то зритель простит огрехи исполнительской техники. А вот холодная техничность ему понравится вряд ли. В основе мастерства постановки лежит простой тезис: зрелище должно вызывать эмоциональную реакцию аудитории. Эта реакция может быть позитивной или негативной, но она должна быть. Хорошо все, что вызывает эмоции. Плохо то, что скучно.

    Поэтому очень важно, чтобы маленький танцор с детства осваивал навыки сценического движения и актёрского мастерства.